Skoda уходит из Китая: почему марка «консервирует» завод и теряет рынок

Всего за несколько лет Škoda из стабильного игрока китайского рынка превратилась в аутсайдера. Продажи обвалились в 20 раз: с рекордных 352 000 машин в 2018 году до жалких 17 500 в 2024-м. Рассказываем, что привело к такому краху.
Что происходит с заводами?
Совместное предприятие SAIC-Volkswagen, где собирали Superb и Kamiq, официально «законсервировано». Хотя перезапуск планируют на конец 2025 года, высока вероятность, что завод закроют или перепрофилируют под другие марки. Дилерские центры Škoda массово закрываются по всей стране.
Главная причина провала — электрификация
Кризис вызван стремительными изменениями на рынке, к которым концерн Volkswagen не смог адаптироваться.
- Спрос перешел на электрокары и гибриды. В крупных городах действуют льготы для владельцев «зеленых» номеров: сниженные налоги, дешевая парковка и свободный въезд в центр.
- Провал электроплатформы VW ID. Модели концерна, включая электрический кроссовер Škoda Enyaq, не выдержали конкуренции с местными брендами по цене, технологиям и оснащению.
- Марка потеряла основную аудиторию. Škoda осталась популярной лишь в немногих регионах, где электрификация идет медленнее. Но этого рынка слишком мало для поддержания производства.
Российский параллельный импорт не спас ситуацию
Значительная часть из тех 17 500 проданных в Китае автомобилей была вывезена в Россию через параллельный импорт. Однако эти объемы ничтожны для масштабов китайского рынка и не могут компенсировать общее падение.
Вывод
Škoda не способна конкурировать с китайскими производителями в новой рыночной реальности. Разрабатывая стратегию ухода, чешская марка становится первым, но, вероятно, не последним кандидатом на выход из Китая для всего концерна Volkswagen.
